ГлавнаяБиография МанеХронологияИзвестные картиныГалереяСтатьиНовостиМузей
Едуард Мане
(1832 - 1883)
Эдуард Мане
Хотя сам Мане никогда не стремился к тому, чтобы совершить революционный переворот в европейской живописи, судьбе было угодно сделать его «отцом импрессионизма».
Главная arrow Известные картины arrow Флейтист Эдуард Мане
Поиск

Флейтист Эдуард Мане

Флейтист Эдуард Мане
(1866)
161x97 см
Музей Дорсе, Париж

Мане всегда интересовался костюмом, и поэтому «костюмированные» персонажи появляются во многих его произведениях. Он и сам очень любил переодевания. Берта Мо-ризо, художница его круга и просто близкий Мане человек, вспоминала, что во время осады Парижа в 1870 году он то и дело менял униформу, привлекавшую живописца своей красочностью. «Флейтист» написан Мане в стилистике японских гравюр, отличавшихся тем, что фигуры на них обозначались четкими силуэтами, а второстепенные детали лишь намечались. Эту особенность подчерки- вает и необычный плоский фон работы. Критика приняла картину Мане весьма прохладно; приемная же комиссия Салона 1866 года отвергла ее. В одной из газет не без ехидства говорилось: «В этой работе нет ни объема, ни воздуха, ни перспективы. Бедный мальчик смотрится бубновым валетом, пришпиленным к воображаемой стене». Позировал Мане музыкант из оркестра Национальной гвардии, которого присылал к художнику один из его приятелей-военных. Лицо флейтиста, как принято считать, написано художником со своего сына, Леона.

Укороченная в перспективе правая рука с падающей на ладонь тенью от флейты демонстрирует виртуозное мастерство художника.

«Минимализм» средств — вот что поражает в этой работе. Прочная связь левой ноги флейтиста с задним планом, представляющим собой однотонный фон, обеспечивается лишь тонкой тенью, отбрасываемой ногой.

В правом нижнем углу картины можно увидеть две подписи. Одна из них выполняет и композиционную функцию, перекликаясь с линией ноги флейтиста.

Следуя законам японской гравюры, Мане пишет пятнами цвета. Особенно привлекал художника острый контраст черного и белого.

Четкий контур-еще одна особенность японской гравюры. Мане заимствовал у японцев этот прием, используя в качестве такого контура лампасы штанов флейтиста.

Флейтист Эдуард Мане
Во "Флейтисте" Мане снова достигает одной из вершин своего искусства. Здесь сплавлены воедино строгость и поэзия. Мальчуган предстает со всей непосредственностью и важностью ребенка, преисполненного сознанием выполненной роли. На нем двухцветная одежда: красные панталоны резко контрастируют с темно-синим мундиром. Сколько обаяния в этом ребенке! Как энергична и в то же время как деликатна эта живопись! Куда девались все эти "приправы" в духе Кутюра и ему подобных? Чистые краски приведены в совершенную гармонию. Силуэт флейтиста очерчен с такой простотой, которую хочется назвать почти "янсенистской". Но янсенизм смягчен какой-то таинственностью окружающей среды - однотонным фоном, где нет и намека на линию горизонта. Это заветы "Паблиллоса" Веласкеса. "Фон исчезает, - писал Мане Фантен-Латуру, - фигура окружена только воздухом". Только воздухом... Эта атмосфера, созданная из чего-то ирреального, рождает великую и подлинную поэзию живописи.
 
Благодарим:
Интернет-магазин Каменска. Шлифовальная машина интерскол. Ежедневная доставка.
Мане - о жизни и творчестве Эдуарда Мане
e-mail: forcekir@yandex.ru
ArtNow - художники и картины
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяСтатьиНовостиГалереяМузеи