ГлавнаяБиография МанеХронологияИзвестные картиныГалереяСтатьиНовостиМузей
Едуард Мане
(1832 - 1883)
Эдуард Мане
Хотя сам Мане никогда не стремился к тому, чтобы совершить революционный переворот в европейской живописи, судьбе было угодно сделать его «отцом импрессионизма».
Главная arrow Музей
Поиск

Собрание Бёрля, Цюрих - главный музей картин Мане

 Богатый немецкий промышленник одарил свой любимый город Цюрих одной из самых представительных коллекций работ Мане и художников-импрессионистов.

Лучше всего творчество Мане представлено в парижском музее Дорсе. За пределами Франции наиболее полной считается коллекция, собранная немецким промышленником Э. Г. Бёрлем. Теперь она находится на постоянном хранении в Цюрихе.

Эмиль Георг Бёрль (1890—1956) родился в Пфорцхейме, на юге Германии. В школьные годы он больше увлекался наукой и техникой, получив даже от однокашников прозвище «Электрический Джейк». Но постепенно любовь к литературе и искусству победила в его душе, и в Мюнхенский университет он поступил уже как студент-гуманитарий. Есть сведения о том, что Бёрль мечтал стать художником, но начавшаяся Первая мировая война спутала все его планы. Бёрль оказался в армии. Воевал во Франции, России и Румынии.

После войны Бёрль возвратился в Германию. Работая на машиностроительном заводе в Магдебурге, он быстро сделал картеру, вскоре заняв должность управляющего. В это же время начинающий промышленник женился на дочери крупного банкира Шарлотте Шальк. Но об искусстве он не забыл. «В нашем мире царят грубость и насилие, — говорил Бёрль, — и вскоре в нем не останется места для прекрасного. Произведения искусства останутся, да, но они будут делаться из бетона и стали. Поэзия? Останется и она, но стихи будут писать люди с железными нервами и стальным взглядом».

В 1924 году Бёрль переехал в Цюрих, где взял под свое управление разваливающийся промышленный концерн. Благодаря его хваткости и аккуратности, дела компании пошли в гору — через некоторое время эта фирма стала собственностью Бёрля. В дальнейшем концерн превратился в одного из крупнейших производителей станков, текстиля и оборудования для авиации. В годы Второй мировой войны он снабжал оружием немецкий вермахт. Это темное пятно в биографии Бёрля до сих пор делает отношение к нему неоднозначным.

Всерьез заниматься коллекционированием картин Бёрль начал в 1930-е годы, но львиная доля приобретений приходится на последние десять лет его жизни. Особое пристрастие промышленник питал к импрессионистам и постимпрессионистам — соответственно, их картины доминируют в его собрании.

На протяжении многих лет картины были Бёрлю лучшими друзьями. Он отдыхал в их обществе, возвратившись домой после долгих часов, проведенных в офисе. Иногда он ночи напролет просиживал в огромном зале, на стенах которого висели работы художников. «Время, проведенное с ними, — признавался коллекционер, — я никогда не считал потраченным впустую. Каждый момент общения с картинами был для меня прикосновением к вечности».

Но он очень не хотел того, чтобы собранная им коллекция оказалась разоренной после его смерти. Этим опасением и было вызвано решение создать Собрание и завещать его Цюриху, городу, который он любил и в котором прожил большую часть своей жизни. Местом хранения коллекции стал дом самого Бёрля. Таким образом, входившие в Собрание 168 картин и 30 скульптур продолжали «жить» у себя дома, о чем и мечтал Бёрль. В самом здании ничего не меняли — лишь установили мебель в совершенно пустых прежде залах.

В коллекции имеются работы многих видных импрессионистов, однако богаче всего в ней представлены картины Мане (около 20 полотен). Отметим среди них «Султаншу», тематически и технически связанную с «Олимпией» и «На-ной». На картине «Улица Монье» (1878) запечатлена сценка из современной жизни — на запруженной народом, украшенной яркими флагами улице проходит Праздник Мира, учрежденный в память о восстановлении страны после ужасов  франко-прусской войны. Впрочем, как и во все времена, к официальным праздникам тогда относились с недоверием, видя в них один из пропагандистских приемов. Это отношение было характерно и для Мане — на других версиях этой картины он иронично написал не ликующие толпы людей, а марширующие армейские колонны. Другие работы Мане, хранящиеся в этом Собрании, — портреты, пейзажи, портовые сцены и натюрморты. Самой пронзительной из них, безусловно, являются «Ласточки». На этой прозрачной картине Мане запечатлел своих близких — жену и мать. Картина создана в период увлечения художника импрессионизмом, о чем недвусмысленно свидетельствуют некоторые особенности тогдашнего письма мастера. Эти особенности и не позволили выставить работу в Салоне 1874 года. Ее отвергла приемная комиссия Салона.

 
Благодарим:
palletkmv.ru До сих пор думаешь о финансовой свободе? Выход здесь - играть в вулкан удачи
Мане - о жизни и творчестве Эдуарда Мане
e-mail: forcekir@yandex.ru
ArtNow - художники и картины
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяСтатьиНовостиГалереяМузеи