ГлавнаяБиография МанеХронологияИзвестные картиныГалереяСтатьиНовостиМузей
Едуард Мане
(1832 - 1883)
Эдуард Мане
Хотя сам Мане никогда не стремился к тому, чтобы совершить революционный переворот в европейской живописи, судьбе было угодно сделать его «отцом импрессионизма».
Главная arrow Новости arrow Эдуард Мане. Edouard Manet. Певец парижской жизни
Поиск

Эдуард Мане. Edouard Manet. Певец парижской жизни

Прижизненную славу художнику обеспечили разгромные статьи критиков с завидной регулярностью появлявшиеся в периодических изданиях. Сегодня с творчества Эдуарда Мане (1832 - 1883) принято начинать рассказ о рождении современного искусства. И в первую очередь с его именем связывают появление импрессионизма. Хотя кровного родства между творчеством последнего и течением, которое возглавил Клод Моне, нет. Мане принадлежит честь быть, если можно так выразиться, духовным отцом импрессионизма. Его творчество предопределило саму возможность его появления. Позднее Мане и вовсе некоторое время работал в манере, свойственной молодым коллегам. Так под влиянием Моне он создает свою первую картину на пленэре.

Художественное образование Мане
получил в мастерской Кутюра. Художника чтившего законы и каноны неоклассицизма и отдававшего предпочтение сюжетам из античной жизни (ныне наибольшей известностью пользуется его картина, посвященная римлянам времен упадка империи). Поэтому не удивительно, что вскоре учитель отрекся от ученика принципиально не желавшего следовать пути академизма. Однако, в отличие от Моне, Мане чтил старых мастеров. В первую очередь испанцев и венецианцев.

И первые работы демонстрируют романтическую влюбленность в Испанию ("Лола из Валенсии" 1862, Лувр, "Гитареро" 1860, Музей Метрополитен).

По собственному выражению Мане он "жил своим временем и изображал то, что видел перед собой". Первое изображение сцены из парижской жизни появляется из-под его кисти в 1861 году - это было "Музыка в Тюильри" (Национальная галерея, Лондон). Однако парижской публике она почему-то не понравилась.

Правда, при виде представленных два года спустя "Завтрака на траве" и "Олимпии", ныне украшающих собрание Лувра, достопочтенная публика и вовсе хваталась за зонтики и несвежие овощи, направляясь в атаку на эти странные (на ее взгляд) произведения. Что же так взволновало и возмутило добропорядочных буржуа? Женская обнаженная натура. Вернее тот факт, что ее появление не оправдывается сюжетом. Художник посмел изобразить обнаженной современную женщину (на обеих картинах запечатлена Викторина Меран, бывшая постоянной натурщицей Мане) и даже не пытался скрыть сей возмутительный, подрывающий нравственные устои факт. Если бы он избрал предметом изображения образ Венеры, Артемиды, нимфы или Данаи реакция была бы иной. А так между героями картин и зрителями исчезал привычный музейный барьер.

Вопреки общественному мнению художник продолжил работать в выбранной однажды манере. Мгновения из повседневной жизни появляются на его холстах "Балкон" (1868-1869, Лувр) и, например, "Завтрак в мастерской" (1868, Баварское государственное художественное собрание). Здесь он в своей стихии, в любом самом простом и обыденном действии он умел находить обаяние и поэзию. А вот исторические полотна ему не удавались. О чем свидетельствует попытка написать расстрел императора Максимилиана (1867, Городская художественная галерея, Мангейм) - события произошедшее в Мексике, результат внешней политики Наполеона III. Зато Ренуар мог сказать: "единственная казнь, которую я допускаю, это казнь Максимилиана в картине Мане. Красота черных пятен оправдывает грубость сюжета".

Лучшие "импрессионистические" полотна Мане, как Моне с котором критики его порой путали, пишет в Аржантее. Среди шедевров кисти Мане того времени, в том числе портрет Клода Моне ("Клод Моне в лодке" 1874, Новая Пинакотека; Мюнхен).

В поздних работах художник возвращается к стилю "доимпрессионистического" периода. Вновь мелькают в живописном калейдоскопе сцены из парижской жизни. К ним относится и последняя его работа - "Бар в Фоли-Бержер" (1881-1882, Институт Курто, Лондон), где чудесным образом вульгарная повседневность преображается живописью в поэтический мир грез.
 
Источник: www.museum.ru 
 
Благодарим:
Мане - о жизни и творчестве Эдуарда Мане
e-mail: forcekir@yandex.ru
ArtNow - художники и картины
ГлавнаяКарта сайтаКонтактыГостеваяСтатьиНовостиГалереяМузеи