30 крутых экспериментов для детей. эти детские опыты легко сделать в домашних условиях

Содержание:

Ход занятия

Воспитатель (с Незнайкой): Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел такой грустный. Я спросила его, что случилось, и он мне сказал, что дети очень мало, знают о воде. Я его, ребята успокоила и сказала, что мы ему докажем, что довольно много знаем о воде.

Дети: Да. Докажем.

Воспитатель: Незнайка, мы вместе с ребятами выясним многие свойства воды. Кому и почему она так нужна?

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картины и скажите, что изображено на них?

Дети: Река, море, океан. (Слайд №1)

Релаксация под шум прибоя.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам послушать шум прибоя.

Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь на берегу моря. Лето, жара, синее море.

Воспитатель: а что объединяет все эти картины?А чтобы вам помочь я загадаю вам загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Дети: Вода.

Воспитатель: Ребята, вы хотите стать волшебниками?

Дети: Да.

Воспитатель: сейчас я вас посвящу в школу волшебников помощью волшебной палочки.

«Рекс, Песк, Фекс». (Воспитатель волшебной палочкой касается всех детей). Теперь вы все стали немножко волшебниками.

Воспитатель: а кто мне ответит, что такое вода?

Дети: Жидкость.

Воспитатель: правильно, ребята, вода – это жидкость,

Опыт 1. «Вода – это жидкость»

Воспитатель: Ребята, чтобы доказать, что вода — это жидкость, нам необходимо из одного стакана перелить воду в другой. Посмотрите, как буду это делать я. (воспитатель переливает воду из одного стакана в другой). Попробуйте ребята повторить этот опыт.

(дети переливают воду из стакана в стакан) (Слайд №2)

Воспитатель: Вода легко переливается. А всё переливается, считается жидкостью. Вот мы и доказали, что вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать. А чтобы вам ребята, и тебе, Незнайка, лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (вывешивается на доске).

Воспитатель: Ребята, а как выдумаете, вода имеет форму?

Дети: Имеет.

Опыт 2. «Вода –не имеем форму».

Воспитатель: у меня на столе стоят емкости разной формы, ваза, стакан, банки разной формы и т. д., Давайте попробуем перелить воду в разные емкости. Какую форму приобретает вода?

Дети: Форму емкости.

Воспитатель: А теперь попробуем опустить в банку (стакан и т. д.) любую из фигур, которые я приготовила. (дети опускают кубики, маленькие шары и т. д. в емкости с водой.) Ребята, фигуры изменили свою форму?

Дети: Нет. Они остались прежней формы, не изменились (слайд№3).

Воспитатель: правильно, ребята. Вода приобретает форму той емкости, в которую мы её нальём, а твердые предметы не меняют свою форму. Значит, мы можем сделать вывод, что вода не имеет определённой формы. (Вывешивается символ на фланелеграфе).

Воспитатель: А теперь немного отдохнем. Приготовьте ваши руки.

Пальчиковая гимнастика.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Брызги в поле пуще:

Станет травка гуще!

(Повторить 2 раза)

Воспитатель: Молодцы. Продолжим наши опыты?

Дети: Да.

Опыт 5 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: Ребята у меня в стакане налиты напитки, попробуйте угадать их. (В первом стакане кофе, во втором сок). (дети нюхают). Угадали?

Дети: Да. (ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а теперь я вам предложу понюхать воду. Вода пахнет?

Дети: Нет.

Воспитатель: ещё один вывод можем сделать, вода не имеет запаха (слайд №4).

Воспитатель: вот видишь, Незнайка, мы какие интересные факты мы знаем о воде

Воспитатель: Попробуйте, ребята, дома проделать такие опыты дома с мамами и папами.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну что, Незнайка, ты узнал что-нибудь новое о воде?

Незнайка: да! Только это так трудно запомнить.

Воспитатель: А, ребята тебе, Незнайка, еще раз напомнят.Слушай и запоминай: (с опорой на символы):

— вода — это жидкость

-вода не имеет формы

-вода не имеет запаха

Воспитатель: А, чтобы ты, Незнайка, ничего не забыл, ребята приготовили и для тебя символы.

Незнайка: Спасибо. Теперь я знаю о воде очень интересные факты.

Воспитатель: Незнайка, мы тебе ещё сказали самого главного, кому нужна вода? Ребята поможем Незнайке?

Дети: Да. (Ответы детей, закрепляющие картинками)

Воспитатель: мы сегодня, ребята, говорили о воде.

А теперь скажите, кому нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель: правильно всему живому. Без воды мы не сможем прожить на Земле. Вода нужна всему живому. Воду нужно беречь! Не оставлять открытым кран, не засорять водоёмы.

Незнайка: спасибо, ребята. Я своим друзьям расскажу и покажу фокусы про воду. До свидания ребята!

Воспитатель: пришла пора нам, ребята, превратиться в обычных ребят (с помощью волшебной палочки воспитатель превращает детей).

Дети: Да.Воспитатель: Спасибо, ребята, вам за помощь!

Радужная вода

Чтобы опыты с водой для дошкольников были занимательнее, то воду лучше окрашивать в разные цвета при помощи обычных акварельных красок. Для следующего эксперимента нужны краски, сахарный песок, бокал из стекла, вода, шприц, четыре маленьких стеклянных стаканчика.

  1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
  2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
  3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
  4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
  5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
  6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
  7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.

В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.

Проект «Делаем лупу из воды!»

В
школе дети начинают использовать лупу
и микроскоп, чтобы рассмотреть мелкие
предметы. В этом эксперименте предлагается
исследовательская работа,
которая позволит изучить удивительные
свойства воды и проверить, можно ли
сделать увеличительное стекло из капли
воды!

Что нам понадобится:

  • один кусочек картона, величиной 5 на 7 см;
  • квадратный кусочек прозрачного пластика (величиной 2,5 на 2,5 см);
  • ножницы;
  • клейкая лента;
  • вода;
  • ложка или пипетка;
  • газета.

Ход эксперимента:

Сделайте маленькое отверстие в кусочке картона.
Положите кусочек прозрачного пластика на картон, чтобы закрыть отверстие, и прикрепите его клейкой лентой. Клейкую ленту располагайте вокруг, чтобы не закрывать отверстие. Загните каждую сторону картона на 6 мм.
Погрузите ложку в воду. Держите ложку прямо над центром с отверстием, так чтобы одна капля попала прямо на пластик

Разложите газету с печатным текстом на столе.
Попросите ребёнка осторожно поднять увеличительное стекло и поместить его на газету.
Затем ребёнок должен взглянуть на газетный текст прямо через каплю воды. Буквы увеличатся! Если они расплываются, вы должны сфокусировать увеличительное стекло

Поместите кончик пальца на картон рядом с отверстием. Аккуратно надавите, чтобы капля воды приблизилась к поверхности газеты. Вы сможете увидеть более чёткое изображение. Можете расширить эксперимент и предложить ребёнку рассмотреть соль, сахар, листья и т.д.

Интересные фокусы для подростков

Дети в средней школе уже многое успели изучить в уроках природоведения, поэтому обычными фокусами их не удивить. Однако открыть несколько волшебных свойств воды все же получится. Некоторые из опытов с водой, которые предлагает IQ клуб, помогут лучше усвоить ее физические и химические особенности

Круговорот воды

В школе ребенку еще с первого класса рассказывают о круговороте воды в природе, но данный эксперимент позволить показать его наглядно. Для опыта с водой понадобятся: тарелка или противень из металла, банка на 3 литра, 5 кубиков льда и чуть больше стакана кипятка. Алгоритм выполнения:

  • Бутылку ставят на твердую поверхность и на дно, примерно на 3-4 см, наливают кипяток;
  • Лед кладут на тарелку, а ее устанавливают сверху бутылки, чтобы кубики находились прямо над горлышком;
  • Пар, который образуется от кипятка, будет подниматься вверх, но там встретит препятствие в виде холодной тарелки и снова конденсируется;
  • Результатом эксперимента станет облако, сформировавшееся внутри банки.

Добыча воды

Детям всегда нравятся различные приключения, поэтому в опыты с водой можно добавить немного игрового момента. Представим, что мы очутились на необитаемом острове и нужно добыть питьевую воду. Окружает остров, естественно, океан с соленой водой. Однако есть возможность добыть себе пресную жидкость. Как проводится:

  • воду для эксперимента разводят с солью в тазике, чтобы имитировать морскую;
  • на дно таза устанавливается пластиковый стаканчик;
  • Внутрь кладут камушки гальки, чтобы он не всплывал (при этом края стакана должны быть выше уровня воды;
  • Сверху таз закрывают пищевой пленкой так, чтобы не было промежутков;
  • В центр на уровне стаканчика также кладут камешек гальки;
  • Конструкцию оставляют на солнце.

Суть данного опыты с соленой водой заключается в том, что на солнце она начинает активно испаряться. Но пространства, куда это можно сделать, нет. Поэтому жидкость снова конденсируется на поверхности пленки и по ее стенкам сбегает в стаканчик.

На химии подростки смогут провести еще множество опытов с разными состояниями воды. Они убедятся, что многие вещества имеют большую плотность, чем она (не даром плотность воды берется за единицу). IQ клуб рекомендует проводить в домашних условиях те эксперименты, о которых забывают в процессе обучения, чтобы ребенок всесторонне развивался и интересовался окружающим миром.

Разноцветное молоко, которое движется

Некоторые эксперименты строятся на использовании молока, его химические свойства отлично подходят, чтобы показывать, как действуют моющие средства. Этот эксперимент для дома объясняет, как устроить настоящий цветной взрыв в тарелке.

Что понадобится: тарелка, обычное коровье молоко, ватные палочки, пищевой краситель, средство для мытья посуды.

Что делаем:

  1. Вылейте молоко в тарелку, но не до самых краев;
  2. С помощью ватной палочки точечно нанесите пищевой краситель, можно использовать несколько цветов;
  3. Потрогайте сухой ватной палочкой молоко и покажите ребенку, что ничего не происходит;
  4. Смочите другую палочку в моющем средстве и аккуратно коснитесь краски;
  5. Наблюдайте, как краски начинают «разбегаться» от ватной палочки.

Сколько времени занимает эксперимент: 15 минут

Вашему ребенку нравятся эксперименты?
Это нравится нам обоим — и мне, и ребенку
37.5%

Не особо увлекается экспериментами 25%

Еще е пробовали такие эксперименты, но обязательно попробуем! 37.5%

Невидимая краска

Наполните небольшую емкость горячей (!) водой. Добавьте примерно столовую ложку соли и тут же размешайте до полного растворения. Продолжайте добавлять соль, пока она не перестанет растворяться. Возьмите лист плотной бумаги или картона насыщенно-темного цвета — черного, темно-синего или темно-фиолетового. Обмакивая кисть в концентрированный солевой раствор, нарисуйте вместе с малышом картинку. Оставьте сохнуть до утра.

Утром вы увидите результат: опыты с водой и солью заставили ваш невидимый шедевр проявиться. Объясните ребенку, в чем дело: за ночные часы вода (а точнее, ее молекулы) испарилась, а кристаллики соли остались на бумаге. Высохнув, они стали белыми, поэтому картинку отлично видно.

№1.Опыт проводится при помощи воды и соли

Для проведения данного эксперимента понадобятся следующие предметы:
— вода;
— небольшой стаканчик;
— соль кухонная.

Ход работы:
1. Стакан необходимо наполнить водой по самые края.
2. Медленно помешиваем воду тоненькой проволокой и потихоньку сыплем в нее соль.
3. Цель опыта: показать, что в полный стакан воды можно всыпать почти полстакана соли, не пролив при этом ни капли жидкости.
Почему так происходит: вода, находясь в жидком состоянии, оставляет свободное место между своими молекулами, куда в итоге и помещаются молекулы соли. Если ее насыпать слишком много, тогда она перестанет растворяться, образуется осадок и вода перельется через край стакана. Поэтому следует точно знать пропорции, чтобы опыт удался и был интересен для школьника.

№2. Опыт с помощью воды и бумаги

Для опыта необходимо иметь:
— вода
— ножницы;
— цветные карандаши (фломастеры тоже подойдут);
— клей (желательно не сухой);
— листы цветной бумаги (тонкие и плотные);
— просторная емкость для воды (большая миска, таз, поднос).

Ход работы:
1. Аккуратно разрезаем бумагу на квадратики, чтобы стороны были по 15 сантиметров. Складываем их пополам и как можно ровнее вырезаем из данных лоскутков цветочки и отгибаем их лепестки вверх. По желанию можно вклеить в цветочки серединки из желтой или белой бумаги.
2. Кладем цветочки в тару с водой.
3. И вот момент истины: через несколько минут происходит невероятное – цветы раскрывают свои лепесточки! Время проведения опыта зависит от того, какой плотности бумага, из которой сделаны цветки.
Секрет удачного проведения эксперимента: все довольно просто. Лепестки бумажных цветов впитывают в себя воду и под собственной тяжестью они «распускаются».

№3. Опыт с помощью воды и воздушного шарика

Необходимые составляющие для эксперимента:
— банка или стеклянная ваза (с не очень широким горлышком);
— воздушный шарик;
— чайник;
— вода.

Ход опыта:
1. Набираем воды в шарик ровно столько, чтобы он никак не мог пройти в банку или в горлышко вазы.
2. Греем воду в чайнике и выливаем ее в тару.
3. Оставляем посуду с водой на небольшой промежуток времени, чтобы ее стенки успели нагреться.
4. Опустошаем банку и на ее горлышко кладем сверху шарик.
5. И тут происходит самое интересное: шарик потихоньку начинает втягиваться в горлышко посудины.
Секрет данного опыта заключается в том, что нагретые стенки банки или вазы после опустошения начинают отдавать тепло воздуху, находящемуся внутри тары. Молекулы этого воздуха начинают двигаться в ускоренном темпе, и когда мы кладем шарик на горлышко посудины, то возникает разница в давлении внутри и извне. Поэтому шарик и проходит внутрь банки без каких-либо особых препятствий.

№4. Опыт с помощью воды и зубочисток

Для проведения этого опыта нам понадобятся:
— тара с водой;
— деревянные зубочистки;
— мыло;
— прессованный сахар (рафинад).

Ход работы:
1. Зубочистки кладем в емкость с водой.
2. В центр посудины предельно аккуратно помещаем прессованный сахар и наблюдаем следующее: буквально через десять-двадцать секунд зубочистки приходят в движение и начинают продвигаться в направлении сахара.
3. Потом кладем на дно тары мыло – и зубочистки плывут в обратную сторону.
Секрет данного опыта заключается в том, что сахар, как известно, имеет свойство впитывать влагу, поэтому он может создавать поток в направлении центра тары с водой. А вот мыло, наоборот, препятствует чрезмерному натяжению воды в центре посуды с водой, что заставляет зубочистки двигаться в противоположную сторону.


Эти опыты с водой  довольно простые, поэтому их можно с легкостью проводить дома. Ваш ребенок будет в восторге!

Опыты с водой для детей начальных классов

Опыт №1. От точки к точке

Чтобы провести это исследование нужен очень простой инвентарь: прозрачный пластмассовый стаканчик, бумажная салфетка, разноцветные маркеры и, естественно, вода.

Обычную столовую салфетку нужно сложить вчетверо и получить заготовку прямоугольной формы. Отрезать от нее 5-сантиметровый кусок и развернуть, получив на выходе длинный и узкий отрезок салфетки.

Отступив от края 5 см, нарисовать яркие разноцветные точки друг за другом по длине полоски из салфетки так, чтобы они образовали разноцветные «бусы».

Налить в стаканчик воды на половину объема.

На 2 сантиметра, не порисованных точками, опустить полосу из салфетки в воду.

В результате вода из стакана по бумажной салфетке моментально поднимется вверх и разукрасит ее всю в цвета всех точек, нанесенных на полоску.

Опыт №2. Сколько соли можно насыпать в полный стакан с водой?

Этот опыт можно провести, имея стакан воды и стакан поваренной соли.

Для начала работы простой стакан наполнить водой до самых краев. Плавно перемешивая воду в стакане, начать насыпать в него соль. Делать это нужно не спеша, давая соли успевать растворяться, а воде в стакане «не выходить за берега».

Задача этого опыта с водой для детей состоит в том, чтобы доказать, что в наполненный стакан воды можно добавить достаточно соли и не пролить ни капельки.

Опыт №3. Всегда ли кипит только горячая вода?

Чтобы провести опыт, нужно приготовить носовой платок, воду в стакане и резинку (пригодную для плотного закрепления платка на стакане).

Мокрым и хорошо отжатым носовым платком накрыть стакан с водой и плотно закрепить резинкой на горлышке.

Теперь нажать сверху пальцем посредине на поверхность платка, чтобы этим местом он опустился в воду на 3 см.

Резко перевернуть стакан, удерживая его одной рукой, а второй ударить во дну.

В момент удара вода в стакане закипит.

Опыт №4. Волшебный шарик

Тот, кто хочет увидеть, как надувается волшебный шар, должен запастись чайной ложкой пищевой соды, лимоном, уксусом — 3 ст. ложками, воздушным шариком, стаканом, стеклянной бутылкой, воронкой и изолентой.

В бутылку налить воды, добавить соды, дождаться ее растворения.

Отдельно смешать уксус (3 столовых ложки) и выжать в него сок лимона.

Теперь все это с помощью воронки перелить в бутылку с водой и содой.

Важно быть готовыми к тому, что в следующий момент произойдет реакция, поэтому нужно без промедления надеть шар на бутылке и так замотать изолентой, чтобы стык не пропускал воздух

Опыт №5. Необычные танцы

Чтобы провести такой опыт с водой в домашних условиях, понадобится стеклянная бутылка, монетка, вода.

Обычную стеклянную бутылку (пустую и незакрытую) положить в морозильник. Вынуть через 10 минут и положить на ее горлышко намоченную в воде монету. Пройдет несколько секунд и монетка начнет «танцевать» на бутылке, подскакивая и щелкая по бутылке.

Исследуем твердые состояния воды. Носим «воду в решете»

В этом опыте мы обратим внимание ребенка на то, что в разных состояниях вода ведет себя по-разному. Спросите юного исследователя, можно ли унести воду в решете

И хотя ребенок, скорее всего, ответит правильно, вместе наглядно проверьте это – возьмите сито или дуршлаг и вылейте в него воду.

А потом попробуйте проделать то же самое со снегом и льдом. Ребенок своими глазами увидит, что они останутся в сите, а заодно и поймет, что воду в решете пронести можно! Только, если она в одном из своих твердых состояний.

Попросите ребенка сформулировать своими словами, почему снег и лед остаются в сите. Малыш будет учиться излагать свои мысли и лучше поймет сам эксперимент. А вам будет очень интересно послушать его мнение

Вывод. В своих твердых состояниях вода сохраняет форму и не растекается.

Уроки с дошкольниками и младшеклассниками

  1. Воду, в которой стоит свежесрезанный белый цветок, разукрасьте при помощи красок. Через некоторое время малыш убедится, что цветок приобретает такой же окрас, какой мы использовали для окрашивания воды.
    Вывод: вода питает цветок, проникая через капилляры во все части растения. А соответственно, качества жидкости передаются цветку.

  2. Продолжим по этой теме эксперименты. Возьмем два стакана. Один с водой, другой пустой. Скрутим салфетки так, чтобы они напоминали согнутую пополам полоску. Один конец полоски опустим в один стакан, другой – в другой. Всего через час пустой стакан наполнится, а тот, в котором была жидкость, опустеет. А если использовать три стакана, два из которых будут с подкрашенной водой, то в третьем стакане окажется смешанная жидкость.Вывод: мы исследовали явление впитывания твердыми телами жидкости.

  3. Давайте попытаемся удивить малышей, устроим им быстрое замораживание жидкости. Предварительно очищенную воду в пол-литровой пластиковой бутылке поместим в морозилку. Выставим температуру -19 (три звездочки). И оставим бутылку на 2-2,5 часа в горизонтальном положении. Когда достанем, нужно быть очень аккуратным, чтобы раньше времени не запустить процесс. Позовем детишек, и… стукнем дном бутылки об стол. Вода моментально превратится в лед.Вывод. Для замерзания чистой Н2О нужна более низкая температура. Зато, когда бутылка ударяется, в воде появляются пузырьки воздуха. Именно благодаря им и запускается процесс.

Опыты с водой для детей №10 – из воды в лёд за секунду!

  1. Возьмите цветной газированный напиток, подойдёт Fanta или Coca-Cola. Конечно, можно взять и обычную воду, но именно в окрашенных напитках процесс кристаллизации виден лучше всего.
  2. Оставьте напиток в холодильнике на 2-4 часа, в зависимости от объёма.
  3. По истечению этого времени аккуратно достаньте бутылку. Её нельзя трясти или ударять раньше времени.
  4. Ударьте бутылкой по столу. Если напиток охладился до нужной температуры, то он буквально за секунды превратится в лёд. В том случае, если эксперимент не удался и жидкость не заморозилась – положите её обратно в холодильник и подождите ещё немного.

Смешиваем разные цвета

Этот опыт не совсем про воду и ее свойства, он скорее про цветовую палитру и смешивание цветов. Но как не включить его в эту подборку? Дочь в него прям влюбилась, и самостоятельно потом несколько раз повторяла. Конечно, любимые колбы и пипетка стали одним из важных факторов успеха этого эксперимента Но повторить опыт можно и с помощью обычных стаканов.

Объясните ребенку, что существует три основных цвета – красный, желтый, синий – из которых можно получить какой угодно цвет. И приступайте

Сначала с помощью гуаши покрасьте воду в стаканах / колбах, а затем, перемешивая их друг с другом, получайте новые цвета. В первую очередь попробуйте стандартные цветовые миксы:

А затем, если будет интерес, то можно поэкспериментировать с получением более экзотических цветов.

Вода с горкой

Возьмите чистую банку и смажьте края растительным маслом. Поставьте банку в поддон и наполните ее доверху водой

Осторожно, ребром, опускайте в нее монетки

Банка переполняется; в какой-то момент, глядя сбоку, можно увидеть даже небольшую горку воды! Видите, как много монет вошло в банку, прежде, чем из нее начала вытекать вода? Почему так происходит? Ведь банка была полная, поэтому логично было бы предположить, что первые же опущенные монетки начнут выталкивать воду. Все дело в так называемом поверхностном натяжении: его сила создает эффект плотной пленки на поверхности банки. Поэтому нужно так много монет для того, чтобы эта “пленка” не выдержала и стала пропускать воду.

Чудеса в решете

Даже малышу ясно, что ситом воду не удержать. Хотите доказать обратное? Пожалуйста:

Возьмите обычное металлическое сито. Смажьте решето любым жидким маслом. Встряхните, чтобы ячейки открылись

Осторожно, “по стеночке” наливайте воду, для подстраховки держа сито над раковиной или тазиком

Если все проделано правильно, решето начнет наполняться. Но что произошло? Неужели силу тяжести отменили? Ничего подобного: масло создает защитную пленку, которая и удерживает воду. Стоит ее слегка повредить (предложите ребенку прикоснуться пальцем ко дну сита), как вода начнет свободно вытекать в образовавшуюся брешь.

Ход :

Воспитатель: Ребята, я знаю, что вы любите отгадывать загадки. Отгадайте одну из моих загадок,будьте внимательны:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит,

Что это? (вода)

Воспитатель: Правильно, молодцы. Сегодня мы будем говорить с вами о воде. Где можно встретить воду? (ответы детей)

Воспитатель: Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, воданужна всему живому на земле: растения надо поливать водой, иначе они погибнут. Животным тоже нужна вода, чтобы пить, а некоторые животные в ней живут. Людям вода просто необходима: пить, готовить пищу, умываться, закаляться, отдыхать возле воды, плавать по ней. Ни одно живое существо не может жить без воды. Вот поэтому ВОДА — царица всей природы. А хотите отправиться в путешествие в мир Волшебницы Воды?

Воспитатель: Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: А что такое вода? (Ответы детей) Мы сегодня попробуем немного узнать о воде. — Ребята, я хочу пригласить вас в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.)

Воспитатель: Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе.)

Опыт 1. «Вода принимает форму того сосуда, в котором находится».

Воспитатель: Подойдите к емкости, возьмите стаканчики с водой и вылейте в емкость. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные сосуды.

Вывод: вода — это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы (переливаем воду в сосуды разной формы)

Воспитатель: Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ. Давайте приклеим его на нашу карту памяти.

Воспитатель: Продолжим наши опыты в лаборатории.

Опыт 2. «Вода бесцветная».

Воспитатель: Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим. На столе у вас стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Воспитатель: Возьмите стакан с молоком и опустите в него палочку. Видно палочку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже опустите в него палочку. А через воду палочку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой палочку видно?

Вывод:Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. Давайте и это символ приклеим.

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет».

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом? На столе у воспитателя 1 стакана с водой и марганцовка.

Воспитатель: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? Какая вода стала?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Клеим ещё один символ.

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. Правильно, клеим следующий символ.

Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Я вам в стаканчик с водой положу вещество. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что я добавила в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Приклеиваем символ этого свойства воды.

Воспитатель: А теперь я хочу вам предложить понюхать воду, которую я приготовила.

Опыт 6. «Вода может превратиться в лед, а лед превращается в воду»

Воспитатель: Перед тем, как идти к вам в детский сад, я налила в бутылку воды, чтобы принести ее вам. Сейчас я ее достану (достает бутылку со льдом)

Ой, что же случилось, куда подевалась вода и что это в бутылке? (ответы детей.)Неужели, вы думаете, моя вода замерзла? Надо это проверить. У меня есть ещё одна пустая бутылка. Давайте нальём в неё воды и пойдем на улицу. Вот там-то мы и проведём наш опыт с водой!

Проект «Сколько кислорода в воде»

Не
обязательно иметь научную степень по
химии или проводить сложный физический
опыт, чтобы знать состав
и свойства воды. Она
состоит из двух элементов: кислорода и
водорода. Безусловно, вам известна эта
знаменитая формула, но знаете ли вы о
том, что существуют определённые виды
воды с более высоким содержанием
кислорода? При помощи небольшого набора
для проведения тестов вы сможете узнать
процент содержания кислорода в отстоянной
и проточной воде, проведя один или
несколько опытов для детей
с водой в домашних условиях.

Цель
проекта – узнать, какая
вода содержит больший процент кислорода:
проточная или отстоянная.

Ход эксперимента:

  1. Выдвиньте гипотезу. Выскажите предположения по поводу того, что будет происходит во время проведения эксперимента. Как вы считаете, какая вода будет содержать больше кислорода: отстоянная, проточная или та, в которую подают пузырьки воздуха? Почему? Это называется гипотезой.
  2. Заполните две ёмкости водой. Оставьте на ночь.
  3. На следующее утро подготовьте тест-набор для определения содержания кислорода и другие принадлежности. Возьмите образец отстоянной воды.
  4. Затем внимательно прочтите инструкцию, которая прилагается к тест-набору на растворенный кислород. Определить уровень кислорода не очень сложно, но хорошие учёные всегда стараются следовать инструкциям. Упущенный шаг может привести к неверному выводу!
  5. При помощи тест-набора узнайте процент содержания кислорода в отстоянной воде, которую вы подготовили заблаговременно.
  6. Запишите полученные результаты.
  7. Теперь, используя мерный стакан, начните переливать воду из одной ёмкости в другую. Делайте это на протяжении пяти минут, прежде чем приступить к следующему этапу проверки содержания кислорода во второй ёмкости.
  8. Старайтесь работать быстро. При помощи тест-набора уровень кислорода во второй ёмкости.
  9. Удостоверьтесь, что правильно записали результаты.
  10. Проанализируйте полученные данные. Верна ли ваша гипотеза?

Вывод:

Движущаяся
вода содержит больше кислорода, чем
отстоянная. Почему? Ведь вода – это
просто вода, не так ли? Почему проточная
вода содержит больше кислорода, чем
отстоянная? Чтобы это понять, давайте
рассмотрим опыт 1
свойства воды и проверим несколько
способов, при помощи которых кислород
смешивается с водой. Во-первых, есть
фотосинтез, или процесс, который позволяет
растениям производить пищу. Во время
фотосинтеза растения поглощают углекислый
газ и солнечный свет, а производят
кислород. Растения, подобно водорослям,
находящимся под водой, производят
кислород, который попадает прямо в воду.

Но
при проведении нашего эксперимента
водоросли не использовались. Это значит,
что мы переходим ко второму способу,
посредством которого кислород может
попасть в воду. Иногда кислород,
содержащийся в воздухе, смешивается с
водой. Это происходит во время движения
воды – особенно в текущей воде!
Представьте, что молекулы воды и воздуха
– это стеклянные шарики. Предположим,
молекулы воздуха – это маленькие белые
шарики, а молекулы воды – более крупные
синие. Если вы попытаетесь высыпать
синие шарики через слой белых, некоторые
из них перемешаются. Нечто подобное
происходит и с потоком воды. Поскольку
молекулы будут перемещаться из одного
места (где вещество имело более высокую
концентрацию, а молекулы располагались
более тесно друг к другу), в другое (с
более низкой концентрацией), часть
молекул воздуха переносится в воду.

Как
вы считаете, каким образом подводные
существа и растения «дышат» под водой?
С помощью тест-набора на растворенный
кислород узнайте, действительно ли
вода, в которой есть живые организмы,
имеет более высокое содержание кислорода?
Вы можете протестировать морскую воду
или даже воду из аквариума. Выберите
что-либо по своему усмотрению. Только
не позволяйте своему исследованию
остановиться на этом этапе! Продолжайте
выстраивать гипотезы и тестируйте
научные теории с помощью экспериментов
дома с водой. Так поступают настоящие
ученые!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector